Гималайский Клуб Рафтеров и Каякеров России
Главная

Евгений Ковалевский. Третья экспедиция "Томск - Гималаи 2003"
(реки Чола Кхола, Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси).

23 октября – 15 декабря 2003г.
Российские участники - Евгений Ковалевский и Геннадий Мазнев (Томск).

23 октября 2003г. мы выехали в Непал. И после 30-часового перелета тремя самолетами и через 4 страны - Россию, Узбекистан, Индию и Непал - были встречены российским послом Владимиром Поповым в аэропорту Катманду. Непальский партнер Томского проекта, директор Компании Бидур Фапалия предоставил нам двух профессиональных непальских рафтеров для сплава с Эвереста. Мы начали подготовку выполнения задач экспедиции, но в течение трех дней здесь будет проходить фестиваль Богини Света и, поэтому никто не работает.

26 октября. Мы встретили 6 испанских каякеров, которые завтра отправляются на сплав по реке Сун-Коси, Нижний Арун и Нижний Тамур. Те же реки были пройдены мною во второй экспедиции в Непал. Пара итальянцев собирается пройти эти же реки позже. Люди и братья реки собираются вместе в Непале. Мы в Катманду уже три дня. Весь город празднует фестиваль Богини Света. Множество маленьких лампочек светятся на каждом доме, на каждой двери жителей. Люди зажигают свечи пред дверьми и молятся. В компании (наш непальский партнер) празднование выглядело следующим образом. На столе расположены три изображения: Ганеш - бог преодоления препятствий, Лакшми - Богиня денег, Сарашути - Богиня мудрости. Вокруг фрукты, горящие свечи, цветной порошок (красный, желтый и другой). Мы двигались от одного изображения к другому, молили Бога и Богинь об удаче, брали порошок пальцами и ставили красную точку на лбу. Это <тика>. Снова молитва. Мы готовимся к сплаву по реке Дудх-Коси, берущей начало с Эвереста, и наше путешествие кажется нам все более и более опасным. Мы встречали многих каякеров из Испании, Франции, Италии. Все говорят, что Дудх-Коси невероятно сложная река, полная камней.

27 октября. Сегодня население Катманду продолжает праздновать фестиваль Богини Света. Дети небольшими группами ходят по магазинам и поют особые песни. Хозяева и хозяйки дают им деньги. На главной улице можно видеть эскорт из многочисленных машин. Люди громко кричат и играют на различных инструментах. Ужасное зрелище. Мы готовим снаряжение для сплава по Дудх-Коси - мощной реке Эвереста.

28 октября. Мы принимали участие в фестивале Богини Света в Непале. Сегодня последний день фестиваля. Сестры ставят братьям тики. <Тика> - это точка на лбу из разноцветного порошка. У нас состоялась встреча с заместителем российского посла и директором Российского культурного центра. Мы договорились организовать пресс-конференцию с Бидуром после путешествия в Катманду. Возможно, это будет полезно для компании Бидура и российско-непальских отношений.

29 октября. Мы подготовили все для сплава. У меня было несколько встреч с представителями российского посольства и российского центра науки и культуры. Состоялась встреча с директором университета Катманду, директором национального музея. Основным предметом разговора явилось обсуждение возможности создания российско-непальского сотрудничества в области культуры и науки. Все непальские представители высказались позитивно по этому вопросу. Завтра мы с двумя рафтерами из компании вылетаем в Лукла и начинаем восхождение к базовому лагерю Эвереста и озеру Чола. 10 ноября. Уже пять дней мы идем по каньону с высотой стен 500-800 метров. Только на один час в день солнце заходит в него. Очень холодная, очень трудная река, непроходимые берега. Мы всегда голодные. Только мысли о родственниках и друзьях согревают наши сердца. 4 ноября мы поднялись на пик Кала Патар высотой 5550 метров. До сих пор никто из томских рафтеров не поднимался на такую высоту. Мы первые!!! После двухдневных поисков озера Чола, мы, наконец, нашли его. Озеро находится на высоте 4600м. Фантастический вид озера произвел на нас сильное впечатление. 5 ноября мы начали сплав прямо с озера. В течение нескольких дней мы шли на катамаране-двойке по глубочайшему каньону верхней части реки Дудх-Коси на высоте 4600-4000 метров. Сначала это была река Чола Кхола, затем Лобуче Кхола, Имджа Кхола, и, наконец, Дудх-Коси. Мы первые в Томске, кто совершает высокогорный рафтинг. Река невероятно быстрая, большой угол падения, много скал и камней, многочисленные двух-, трех-, четырехметровые водопады. Несколько раз наш катамаран мог перевернуться. Только удача помогла нам избежать катастрофы. Мы плывем почти вслепую, так как имеем лишь приблизительную информацию. У нас нет людей для страховки в случае, если катамаран перевернется, или кто-нибудь из нас окажется в воде. Два гида, которых нам предоставила компания Mountain River Rafting, занимаются фото- и видеосъемкой. Поэтому мы можем полагаться только на наши силы. После нескольких дней крайне трудного сплава мы вошли в очень узкий, абсолютно темный и глубокий каньон. Не было никакой возможности причалиться. Мы хотели остановиться и обнести по берегу очень яростное, похожее на длинный водопад место, но не смогли причалиться. И мы начали прохождение этого ужасного участка. Дважды мы были близки к тому, чтобы перевернуться, но удача была на нашей стороне. Неожиданно мы увидели, что впереди нас река исчезла. Мы поняли, что это большой водопад. Прикладывая экстраординарные усилия, разбивая руки и ноги в кровь, мы смогли причалиться за несколько метров до водопада. В противном случае мы, вероятно, погибли бы, потому что высота водопада оказалась 10 метров. После водопада река сужалась до 1 метра и исчезала под скалой. Это была большая удача, что нас туда не затянуло. После выхода на берег нам пришлось собрать катамаран и ползти вверх из каньона по практически отвесным стенам высотой более 500 метров. Для этого потребовались все наши силы. Я страдал от горной болезни в течение многих дней. Затем головная боль стала невыносимой, и я был на грани потери сознания. Геннадий Мазнев с тяжелым рюкзаком сорвался со скалы с высоты 20 метров и сильно повредил спину. Сейчас его здоровье весьма сомнительно. Глубокой ночью мы направились в ближайшую деревню, где нас должен был ждать гид Набарас со всеми нашими вещами. Но мы не нашли его, поэтому нам пришлось провести ночь без сна, без теплой одежды, без сумок. Сегодня 10 ноября, и нам необходим хотя бы одни день для восстановления сил перед сплавом по средней части Дудх-Коси. Сейчас мы находимся в Намче Базар (3440 метров). На данный момент мы прошли более 1000 метров. На катамаране-двойке здесь еще не сплавлялись. Через несколько дней, когда река станет более полноводной, мы пересядем на бублик и пройдем часть Дудх-Коси на суперрафте-бублике. Мы следуем по маршруту легендарного британского каякера Майка Джонса и посвящаем этот путь 400-летию нашего любимого города Томска!!!

26 ноября. Почти месяц мы странствуем в Гималайских горах в поисках истины. Много испытаний выпало на нашу долю. Глубочайшие каньоны, крутые водопады, бесчисленные отряды непальских боевиков-маоистов. Самая высокогорная река мира Дудх-Коси сопротивлялась и не хотела нас пропускать по своему пути. Несколько раз при прохождении сверхсложных порогов наш мощный катамаран "Kulik-maxi" новосибирского производства не выдерживал напора мощной воды и переворачивался. Экипаж вынужден был самостоятельно решать проблемы выживания. При полном отсутствии страховки, при минимальной береговой поддержке каждый оверкиль мог закончиться трагически. Но многолетний опыт жизни на воде, мастерство и выдержка, присущая настоящим профессионалам, помогали малочисленной команде успешно выходить практически из любой безвыходной ситуации. Для сплава по нижней части реки мы привезли с собой из России сверхпроходимый плот - "Бублик", который сделан в Новокузнецке специально для гималайских рек. Эта непотопляемая система (6 метров длиной и 3 метра в диаметре), способная вращаться вокруг продольной оси, несколько раз не вписалась в габариты реки. Огромные баллоны заклинивало между камней, и в эти моменты река с расходом воды 100 тонн в секунду обрушивалась на закрепленных в специальных системах гребцов. Первое наше крещение на бублике прошло успешно, без существенных травм экипажа и серьезных поломок сплавсредства. Для томского рафтинга это революционный исторический момент, так как до сих пор в Томске никто не сплавлялся на бублике, тем более в Гималаях. Без сомнения, река Дудх-Коси - река высшей категории, местами запредельной. И эту реку, от истока до устья, мы прошли на двухместном катамаране "Кулик". Мы начали сплав на высоте 4600 метров (почти 5 км) из озера Chola Tso. Высокогорный сплав безусловно сильно отличается от привычного нам горного сплава. Буквально после 5 минут гребли необходим отдых не менее 10-15 минут, так как не хватает воздуха, мышцы отказываются подчиняться, учащается сердцебиение, притупляется сознание, замедляется реакция. В первый же день сплава непальские партнеры из компании "Mountain River Rafting" Санкур Кумаршреста и Набарадж Риджал после получасового сплава отказались идти на катамаране без объяснения причин. Мы не сразу поняли причины отказа и только через несколько дней сумели проанализировать ситуацию, произошедшую с нашими гидами. Мы предположили, что из-за скоротечной горной болезни после получасовой гребли наши коллеги из Непала были полностью деморализованы и перестали понимать происходящее. Они сумели выбраться на берег и лежали без движения, не реагируя на наши вопросы. Несмотря на то, что мы не поняли, что происходит, приняли единственно правильное решение. Заставили непальских рафтеров быстро переодеться в сухую одежду, отправили их отдыхать в высокогорный отель и вдвоем продолжили сплав. Набарадж после этого вообще отказался идти верхнюю и среднюю части реки, пока мы не спустились до высоты 3000 метров. Мы завершили сплав 24 ноября и находимся сейчас в транспортном ужасе Непала - общественном автобусе и вот уже вторые сутки перемещаемся по ужаснейшим дорогам из Восточного в Центральный Непал. Бесконечные проверки на дорогах, патруль Непальской королевской армии вынуждает часами стоять в километровых пробках. Холодные, голодные, грязные, мы почти озверели. А впереди еще несколько официальных встреч в Катманду, пресс-конференция в Российском Центре Науки и Культуры с участием прессы Непала, представителей науки и культуры, министерств и властных структур. Проект "Сибирь - Гималаи" здесь всем очень интересен.

Таким образом, участники экспедиции совершили:

(1) прохождение на катамаране-двойке верхней части Дудх Коси (по рекам Чола Кхола, Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси) от озера Чола до монастыря Тенгбоче с обносом водопада под мостом у Пангбоче (200м), системы водопадов под Тенгбоче (1,5 км) и ущелья под Намче Базаром (5 км.),
(2) прохождение на катамаране-двойке средней части Дудх-Коси от Намче Базара до Луклы с обносом системы водопадов в ущелье под Луклой (6 км.),
(3) прохождение на катамаране-двойке и плоту «бублик» нижней части Дудх-Коси от Адери до слияния с Сун-Коси (с обносом участка от Джубинга до Адери 4 км).

Наш E-mail: vl@itam.nsc.ru

Яндекс.Метрика Союз Кругосветчиков России KAYAKING.SU • Каякинг в России Two Blades